Верить или не верить в существование цветотипов.

 

Есть категория визажистов и стилистов, которые отрицают понятие цветотип.

В этой статье я рассмотрю возможные причины такого явления – почему тот или иной специалист игнорирует существующие методики определения колорита внешности – я условно выделяю три группы.

А также расскажу, как помогают системные знания в области колористики достигать точных и предсказуемых результатов для любой внешности нашего клиента или модели.

Отрицание типирования в первой группе кроется в простой и набившей уже оскомину фразе «я – художник, я так вижу!».

Я наблюдала, анализировала мировоззренческую позицию, размышляла о системе, на основе которой складывается цветовой алгоритм этих специалистов. И пришла к выводу, что такой способ работать в цветом, цветовым пространством, можно назвать «практической интуицией», которая нарабатывается за 3-5 лет кропотливой работы с цветом.

Она имеет сложную выстроенную структуру, которая сформировалась на основе многих проб и ошибок, накопленных зрительных образов, – в ней нет не профессионализма.

За исключением одного момента – в этой группе нет аргументов, ПОЧЕМУ выбран тот или иной цвет или цветовое сочетание. Нет конкретных объяснений, системного подхода, который позволял бы масштабировать такой способ создания цветовых композиций и передавать через некую общую систему колординат.

Столп, который держит самомнение специалистов первой группы – это подражание и репродукция уже имеющегося опыта известных дизайнеров или стилистов – они оправдывают свой выбор цвета и всей цветовой композиции только заручившись громким именем создателя.

Клиенту предоставляется типовой каталог в виде глянцевого журнала с готовыми цветными выкладками – colour-block – в дизайне одежды, интерьера или промышленном дизайне.

Отлично, если такой способ существовать в профессии всего лишь этап профессионального роста, а не догма, и стилист ещё в поисках новых цветовых моделей и методов работы с цветом, и он развивает свой инструментарий в искусстве сочетать цвета.

Данная категория визажистов-стилистов, отрицающих цветотипы, по большей части индивидуалисты, - они опираются на свой опыт и следуют ему, и с годами даже могут вывести свою типовую формулу работы с проявлениями колорита внешности клиента.

Вторая группа отрицающих цветотипы – молодежь новой волны.

Каждое новое поколение рвется в бой и отрицает все старые устои под лозунгом «олд скул»! Но, как выясняется, они отрицают не сам цветотип как понятие, а «сезонную»

теорию цветотипов, где цветовые типы внешности носят название «зима, весна, лето, осень». Причём чаще всего, отрицая этот метод, они даже не пытались разобраться в его системе и сути.

Да, я тоже сомневалась, мой юношеский максимализм не принимал существующие теории цветотипов, потому что никто из преподавателей не смог аргументированно донести свою точку зрения. Тем более не удивительно, что для человека без базовой художественной подготовки разобраться с тонкостями сезонныx цветотипов вообще очень сложно.

Лично мне, тогда ещё юному колористу, в методе сезонных цветотипов не хватило графической аргументации, - как создать именно многообразие палитр на основе классических базовых цветовых систем, таких как, например, спектральный цветовой круг.

С другой стороны, отрицать цветотип как понятие не совсем прилично – это всё равно, что отрицать понятие типология в принципе. Тогда нужно отказаться от определения психологических типов в психологии, забыть про типы фигур и стилевые направления в одежде, что по сути также является типологией.

Конечно, колористика – это больше, чем просто базовые понятия.

Сезонная методика работы с цветом имеет место быть на первых ступенях в колористике – она прививает базовые понятия: чистый и сложный цвет, теплые и холодные оттенки, и даёт возможность задуматься в принципе о цветовых типах внешности и той тириггерной точке, на основе которой группу людей можно объединить в одну «цветовую категорию».

Я имею классическое художественно-графическое образование и уже 20 лет преподаю живопись и искусство макияжа, и с уверенностью могу сказать: этапы профессионального роста в любой из профессий – это постоянное обучение, поиск ответа на вопросы и сомнения, которые хоть на йоту закрались в твою голову.

Третья группа специалистов, отрицающих систему цветотипов, - это люди, увлеченные так называемым дирекционным методом.

Данный метод, пропущенный через мой отбор с пристрастием, выглядит так: он предполагает детальное «препарирование» цвета глаз, волос и кожи, цвета губ и даже белков глаз и даёт базовую природную палитру.

Этот способ выбора цветов по принципу аналогии мы можем назвать принципом подобия – дальше стилист подбирает цвета, двигаясь по цветовому кругу и дополняя его недостающими в базовой природной палитре клиента.

И вот тут подтягивается та самая наработанная визуальная интуиция! И что особенно радует – уже появляются классические цветовые схемы и круг Иттена.

В дирекционном методе отсутствует в принципе понятие цветотипов и, как следствие, нет названий для них, - это сугубо индивидуальное действие. Но, если пропустить полученные этим методом результаты для конкретного клиента через определение цветового типа внешности по Методу оттеночных фильтров, то обнаружим полное соответствие! И сможем понять, по какому на самом деле принципу стилист подобрал те же самые цвета, а главное – Метод оттеночных фильтров даёт возможность аргументировать свой выбор в графическом листе и создать индивидуальный цветовой атлас – цветовую палитру объёмней и сложнее, чем веер дирекционного метода, что даёт и специалисту и его клиенту гораздо бОльшую свободу дальнейших действий!

Вообще, для меня типология – это способ сузить и ускорить поиск во всём многообразии цвета в природе, поиск той важной характеристики, которая позволит затем в этом найденном «узком» расшириться и углубиться.

Как говорят детективы в кино: «круг подозреваемых сузился!», так и в работе с цветом – важно понять, в каком цветовом ключе искать гармонию. Система цветовой модели по моему Методу оттеночных фильтров – эта та самая важная характеристика, «золотой ключик», способный открыть узкую дверь!

Оттеночный фильтр – именно он, нанесенный на спектральный цветовой круг, рождает новую характеристику.

Итак, подытожим:

первая группа стилистов, которая отрицает необходимость цветотипирования, - я называю их «интуитами»,

вторая группа – отрицает и цветотипы как понятие, и сезонную теорию цветотипов в том числе,

третья работает на дирекционном методе работы, который основан на определении индивидуальной палитры клиента – они так же не говорят о цветотипаx и не определяют его, так как их метод отталкиваются от индивидуальности.

А кто же признает цветотипы???

Те стилисты, кто разобрался в сезонной теории цветотипов, а также те, кто смог найти свой путь и причесать колористику под себя и свое мировоззрение в цветоведении.

С 1999 года я преподаю предметы цикла изобразительных искусств, а так же стилистику и искусство макияжа. Долгое время у меня была только интуитивная «наработка», которую нельзя было отдать как некую методику. К тому же как преподаватель я понимала, что студенту нужно самому наработать опыт работы с цветом.

Но время шло, и вместе с ним пришло осознание того, как важно именно понимать основы и иметь алгоритмы и устойчивую систему для работы с цветом.

И возникла идея, как изготовить профессиональный инструмент для работы стилистов – вот тогда и сложился пазл из знаний и наблюдений и появилась своя стройная система, название которой Цветовая модель по Методу оттеночных фильтров Натали Юдиной.

Предложенная цветовая модель с 2014 года описана в книге ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ НАТАЛИ ЮДИНОЙ КОЛОРИСТИКА ДЛЯ СТИЛИСТОВ (Екатеринбург, 2017).

Эта Модель колерования цвета стала новой теорией в колористике и системой колерования и гармонизации цвета. Её принципы подходят для все визуальных профессий: стилистов, визажистов, мастеров маникюристов, бровистов, местеров микропигментологов, живописцев, дизайнеров одежды, дизайнеров интерьера и т.д


3 декабря 2021

Автор - Натали Юдина, редактор - Алина Дьяконова

Я давно изучаю цвет и исследую этот феномен как художник и визажист. По роду своей профессиональной деятельности я наблюдаю цвет во всех его проявлениях – в художественных палитрах, в палетках для макияжа, в показах кутюрье и на вешалках модных «брендовых» магазинов, в интерьерах и у производителей мебели…

И вот что я замечаю: уже на протяжении нескольких лет происходит глобальное преданное служение и подчинение гегемону цвета, коим является известный американский институт прогнозирования тенденций цвета и производитель Атласа цветов для полиграфистов и дизайнеров. Потакание дошло до того, что американский бренд декоративной косметики выпускает помаду салатово-зелёного цвета!!

 

Да, возможно с точки зрения художественной композиции и цветовых сочетаний – это приемлемо, и если ты - ярый приверженец моды, нужно быстро бежать и покупать, но вот с точки зрения здравого смысла есть над чем призадуматься – стоит ли так слепо следовать моде?…

С одной стороны, мне понятно желание маркетологов различных сегментов рынка продать товар, продать много и быстро, вот они и прислушиваются к мнению гегемона цвета. И как только объявили «старт сезона» и его приму-балерину «цвет сезона», игроки с покорной точностью кролика перед удавом выкладывают свой товар, да так, чтобы на первой линии лежал именно тот желанный «модный цвет», цвет, который должен приносить прибыль…

 

Этот цвет становится притчей во языцех в профессиональных кругах стилистов и имидж-консультантов, причиной споров, рассуждений, поклонений, вожделений, колористических изысканий, так как «цвет сезона» заставляет специалиста решать глобальную головоломку - кому он идёт, с чем его ещё можно миксовать, и что будет после него?

Я считаю, что навязчивое «прогнозирование» уже довело мастеров «цветовых дел» - дизайнеров всех мастей и областей – до состояния профдеформации: думать не нужно – уже всё сказано, выдано, упаковано в «колор-блоки», «колор-сеты» - просто бери «нужный» цвет и крои свою форму.

 

Пару лет назад мне довелось побывать на неделе моды в Москве. Как колористу мне было скучно и грустно - от показа к показу мастера кройки и шитья демонстрировали один и тот же колорит - «модный цвет сезона», заявляя о своей профдеформации.

Да, я понимаю желание продать свою коллекцию, но где в этом творчество, где на показе идеи, и где вдохновение??? Ведь даже формы уже становятся регламентированными!

 

Мы так долго смотрели на подиумы, где ходят андрогинные модели с холодным, бездушным взглядом, и ровнялись на тех, кто чужд нашему национальному самоощущению, «учились» красоту вытеснять удобством, что уже почти потеряли себя!

ФАСТ-ФУД МОДЫ???

От этого становится грустно((…

 

К счастью, есть звёздочки на небосклоне Российского модного горизонта – дизайнеры одежды, кто идёт своим путём, не заискивая к гегемону цвета. Они комплектуют свой колорит, делают коллекции от души и со своим чувством меры, с большим пиететом к своему клиенту, что можно временами наблюдать на Уральских Неделях моды.

 

Быть индивидуалистом - сложный и тернистый путь, ответственный, а в наше время готовых решений иметь своё и быть свободным – чуть ли не роскошь.

В этом плане стилисты, работающие с габитарным имиджем клиента, имеют больше нюансов и тонкостей работы с цветом, их задача - гармонизировать природный колорит внешности и навязанный гегемоном цвет в одну стройную цветовую композицию.

В их арсенале несколько цветовых моделей и методик, с помощью которых они могут познать природу колерования и гармонизации цвета, изучить колорит внешности клиента, ну и, конечно, больше творчества в работе, так как они работают всегда в персонифицированной плоскости.

 

И я знаю - скоро появится НАШ национальный Атлас цветов, учитывающий уникальность внешности клиента и его запрос, и Институт прогнозирования цвета, который будет иметь гораздо больше возможностей для работы с цветом и тенденциями моды.

(в статье использованы фрагменты из книги Наталии Юдиной «КОЛОРИСТИКА ДЛЯ СТИЛИСТОВ. ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ НАТАЛИ ЮДИНОЙ»).

 

2022 25 января